Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

С изменениями и дополнениями от:
(6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г.)

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
 

18 июля 2011 года принят Закон 223 фз о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц (закон о закупках госкомпаний).
Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. 223 фз также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на "дочек" и "внучек" перечисленных юрлиц.
Установлены основные требования к проведению закупок госкомпаний и госкорпораций. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.
На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.
Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.
Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.
Федеральный закон №223-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать актуальную редакцию закона о закупках госкомпаний223-ФЗ от 18 июля 2011 г. (223 фз, закон о закупках госкомпаний, закон 223 фз, федеральный закон 223 фз, 223 фз с изменениями, 223 фз последняя редакция).

Для того, чтобы бесплатно скачать 223 фз в последней редакции, необходимо перейти по ссылке «Скачать Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ» в правом верхнем углу сайта

Комментарии к закону 

Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗзакупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - комментируемый Закон), разработан во исполнение поручений Правительства РФ от 19 июня 2009 г. N ВП-П13-3392 (п. 36, 99) и от 27 апреля 2010 г. N ВП-П13-2737 (п. 11) и внесен в Государственную Думу группой ее депутатов (изначально законопроект имел названиезакупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса", законопроекту присвоен N 520154-5). В отношении концепции законопроекта в пояснительной записке к нему отмечалось следующее.

Законопроект направлен на регламентацию закупок товаров, работ и услуг:
  • государственными корпорациями (государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями); автономными учреждениями, обществами, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%;
  • дочерними обществами (организациями), более 50% уставного капитала которых принадлежит государственным корпорациям (государственным компаниям), субъектам естественных монополий, организациям коммунального комплекса, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, государственным унитарным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям, автономным учреждениям, обществам, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%;
  • дочерними обществами (организациями) указанных дочерних обществ (организаций), в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних обществ (организаций) превышает 50%.
Устанавливаются общие принципы и основные требования, связанные с закупками товаров, работ, услуг указанными заказчиками, а именно:
  • о неограничении допуска к участию в торгах путем установления неизмеряемых, неадминистрируемых требований к участникам торгов;
  • запрет на предъявление к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также условиям договора требований и осуществление оценки и сопоставление заявок на участие в закупках по критериям и в порядке, не размещенным на официальном сайте;
  • о фиксации всех правил закупок заказчика в Положении о закупках, а не в разрозненных документах и требование о публикации такого Положения о закупках в открытом доступе на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • о публикации информации о закупках на официальном сайте и информации об исполнении договоров в едином публичном реестре договоров. При этом определен минимальный объем размещаемой информации (положения о закупках, извещения о проведении открытых торгов, документация о закупках, изменения, разъяснения, протоколы). Аналогичный минимальный объем размещаемой информации установлен в отношении информации, размещаемой в реестре договоров (предмет договора, способ закупки, цена, срок исполнения, сведения о поставщике, сведения об акте приемки). Не размещаются в открытом доступе только сведения, составляющие государственную тайну, а также в исключительных случаях по отдельным решениям Правительства РФ сведения о конкретных закупках или закупках конкретных заказчиков;
  • о повышении доли закупок инновационной продукции, в том числе разработке перспективных планов ее закупки.
Предусмотрено право Правительства РФ установить перечни товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Авторами законопроекта также отмечалось, что он направлен на совершенствование закупочной деятельности указанных организаций. Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в таких закупках, развитию добросовестной конкуренции.
 
Федеральный закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 июля 2011 г., одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 13 июля 2011 г. и подписанный Президентом Российской Федерации 18 июля 2011 г., разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 19 июня 2009 г. N ВП-П13-3392 (п. 36, 99), от 27 апреля 2010 г. N ВП-П13-2737 (п. 11) и начинает свое действие с 1 января 2012 г. (за исключением отдельных положений).

В Государственную Думу законопроект внесен депутатами М.Л. Шаккумом, В.Г. Драгановым, В.В. Пановым. Первоначально проект имел название "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса". При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечено следующее:

"Подготовленный законопроект направлен на регламентацию закупок товаров, работ и услуг:
  • государственными корпорациями (государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями; автономными учреждениями, обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает пятьдесят процентов;
  • дочерними обществами (организациями), более пятидесяти процентов уставного капитала которых принадлежит государственным корпорациям (государственным компаниям), субъектам естественных монополий, организациям коммунального комплекса, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, государственным унитарным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям, автономным учреждениям, обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает пятьдесят процентов;
  • дочерними обществами (организациями) указанных дочерних обществ (организаций), в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних обществ (организаций) превышает пятьдесят процентов.
Законопроект устанавливает общие принципы и основные требования, связанные с закупками товаров, работ, услуг указанными заказчиками, а именно:
  • о неограничении допуска к участию в торгах путем установления неизмеряемых, неадминистрируемых требований к участникам торгов;
  • запрет на предъявление к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также условиям договора требований и осуществление оценки и сопоставление заявок на участие в закупках по критериям и в порядке, не размещенным на официальном сайте;
  • о фиксации всех правил закупок заказчика в Положении о закупках, а не в разрозненных документах и требование о публикации такого Положения о закупках в открытом доступе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • о публикации информации о закупках на официальном сайте и информации об исполнении договоров в едином публичном реестре договоров. При этом законопроектом определен минимальный объем размещаемой информации (положения о закупках, извещения о проведении открытых торгов, документация о закупках, изменения, разъяснения, протоколы). Аналогичный минимальный объем размещаемой информации установлен в отношении информации, размещаемой в реестре договоров (предмет договора, способ закупки, цена, срок исполнения, сведения о поставщике, сведения об акте приемки). Не размещаются в открытом доступе только сведения, составляющие государственную тайну, а также в исключительных случаях по отдельным решениям Правительства Российской Федерации сведения о конкретных закупках или закупках конкретных заказчиков;
  • о повышении доли закупок инновационной продукции, в том числе разработке перспективных планов ее закупки.
Предусмотрено право Правительства Российской Федерации установить перечни товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Законопроект направлен на совершенствование закупочной деятельности указанных организаций. Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в таких закупках, развитию добросовестной конкуренции".

Достигнет ли Федеральный закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" поставленных перед ним законодателем целей, покажет практика его применения.

После принятия настоящий Закон вызвал достаточно противоречивые оценки среди специалистов-практиков, представителей государственных органов, общественности, включающие весь спектр позиций - от поддержки необходимости законодательного регулирования и критики отдельных положений до суждений о почти полной пробельности и "легализации коррупции в закупках".

Вместе с тем с 1 января 2012 г. Федеральный закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" вступит в силу, и его положениями должен будет руководствоваться достаточно широкий круг субъектов права, включая заказчиков, участников закупки, государственные и муниципальные органы, осуществляющие контрольную, надзорную и иную правоприменительную деятельность в этой сфере, соответствующие дела начнут появляться в судебной практике. Иначе говоря, хозяйственная деятельность и связанная с ней юридическая практика столкнутся с неясностями, противоречиями, отдельными пробелами и недостатками, которые, к сожалению, имеют место всего в 8 статьях данного документа.

Следуя мысли английского классика юриспруденции Джона Остина о том, что "существование права - это одно, а его недостатки и достоинства - другое, есть право или нет - это одно исследование, соответствует оно или не соответствует некоему предполагаемому стандарту - другое, действующее право является таковым, хотя оно может и не нравиться нам, если оно отличается от норм, которые мы одобряем <...>"*(1), авторский коллектив старался воздерживаться от социально-экономической и политической оценки перспектив действия комментируемого Закона (за исключением тех, без которых ущербным был бы формально-юридический анализ его содержания), а также от популистских лозунгов и утверждений относительно Закона и ставил своей целью сугубо юридическое его исследование, интерпретацию для работы с его положениями, попытку осветить неясности и противоречия, найти решение или по крайней мере наметить пути решения проблемных вопросов правового регулирования закупок в целях содействия будущей правореализационной и правоприменительной практике.

Реквизиты нормативных правовых и судебных актов (наименование органа, принявшего акт, дата и номер, а в необходимых случаях название акта), которые использованы в тексте настоящего Комментария, приводятся не в сносках, а в самом тексте либо скобках после соответствующего упоминания с указанием источника его опубликования. Если не указано иное, то нормативные правовые акты приводятся в той редакции (т.е. с учетом всех действующих изменений и дополнений), в которой они действуют по состоянию на 1 декабря 2011 г.
Тип материала: 
 

Лицензия

Деятельность нашей компании лицензирована в соответствии с законодательством Российской Федерации Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО №2120177001947

Контакты

121069, г. Москва,
ул. Бол. Молчановка, д. 21, офис 16
Для регионов Р.Ф.: 8 (800) 505-60-81
Наша почта: info@24gos.ru